Георгий Маркарович Саакян, российский актер, член Гильдии актеров и член союза кинематографистов России  

РЕКОРДСМЕН

Роль Иосифа Виссарионовича в кино играли Алексей Дикий, Бухути Закариадзе, Рамаз Чхиквадзе, Арчил Гомиашвили, Алексей Петренко, Александр Збруев и другие замечательные артисты. Георгий Маркарович исполнил роль товарища Сталина в более 36 фильмах, установив тем самым рекорд, достойный Книги Гиннесса. Прежнее актерское достижение — 15 сталинских кинокартин — принадлежит Михаилу Геловани. Но, отдавая дань своему предшественнику, Саакян предпочитает не делать каких-либо сравнений.

ПЕРВАЯ ПРОФЕССИЯ

До того, как стать профессиональным артистом, Саакян много лет проработал инженером.

— Трудился я в бакинском отделе тбилисского филиала Всесоюзного института “Оргэнергострой”, — рассказывает он. — Занимался изобретательством, был одним из авторов установки по опреснению морской воды. Однажды меня командировали в Грозный…

В местной гостинице Саакян встретился с группой кинематографистов, снимавших фильм о Чечено-Ингушской республике. Московские гости и обратили внимание на то, что инженер из Баку похож на товарища Сталина.

— Через некоторое время, — продолжает рассказ Саакян, — я получил из Москвы приглашение сниматься в фильме “Тегеран-43”. Встреча со знаменитыми режиссерами Аловым и Наумовым вывела меня на дорогу, ведущую в храм киноискусства. Хотя присутствие мое на экране оказалось мизерным. Зато позднее по заказу американского телевидения Владимир Наумов сделал 4-серийный телевариант “Тегерана-43” под названием “Покушение”. Тут я уже отыграл около часа экранного времени. Обидно, что в России “Покушение” не показывали.

После успешного дебюта в кино Георгий Саакян стал получать приглашения снова воплотить на экране образ “вождя народов”. Он снимался под руководством таких режиссеров, как Сергей Соловьев, Василий Пичул, Александр Прошкин, Михаил Туманишвили, Савва Кулиш…

Но на съемках происходят не только приятные вещи. Играя Сталина, Георгий Саакян впервые в жизни закурил — зажег легендарную “сталинскую трубку”. Надышался дымом и первый съемочный день чувствовал себя отравленным. Постепенно привык к зелью. Даже сделался заядлым курильщиком. Но недавно решил окончательно и бесповоротно расстаться с вредной привычкой.

КУРЬЕЗЫ

Сходство с вождем в разные годы напоминало о себе. Еще работая инженером, Саакян как-то поехал в Москву утрясти один вопрос. Министр энергетики и электрификации СССР П.С. Непорожний издал приказ о реорганизации структурного подразделения, в котором тогда работал Георгий Маркарович. Решение было непродуманным. Выяснив, что Петр Степанович относится к бывшему вождю не без уважения, Саакян нажал на его “слабинку”. И переубедил министра. Кажется, это был первый случай, когда приказ отменили на столь высоком уровне.

А еще был занятный случай на “Мосфильме”. В павильоне шли съемки эпизода с участием Сталина—Саакяна. И очень некстати вошел пожарный, принялся составлять акт о нарушении правил безопасности. Уговоры режиссера, директора группы не помогли. Тогда вмешался генералиссимус. Держа трубку на отлете, он строго обратился к пожарному: “Товарищ лейтенант, не мешайте нам работать. Вы портите дорогую импортную пленку. Порвите этот акт и идите по своим делам!” Лейтенант побледнел, попятился: “Простите, товарищ Сталин. Я не виноват”. Потом порвал акт и быстро покинул помещение.

— Не случалось ли у вас каких-либо нестандартных встреч с милицией?

— Однажды возле станции метро “Белорусская” я оказался в людском водовороте. Двое молодых милиционеров проверяли документы у сильно загорелых, усатых мужчин. Попросили паспорт и у меня. Я предъявил. Но тут подошел капитан милиции и с упреком заметил подчиненным: “Вы что, не видите, что это известный артист! Он Сталина играет!”. Капитан сделал под козырек. Мы пожали друг другу руки, я похвалил молодых сотрудников за бдительность. Пожелал им успехов в работе. И напомнил, что товарищ Сталин тоже был “лицом кавказской национальности”.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Он живет искусством. Библиофил, газетоман, посетитель премьер.

— С пяти лет я читаю историческую литературу, — говорит “генералиссимус”. — В нашей семье была отличная библиотека с еще дореволюционными изданиями. Книги — моя жизнь, моя любовь.

Еще он боготворит женщин, сочиняет им такие посвящения:

Чтоб в государстве навести

порядок,

Счастливой жизнью

насладиться всласть

И строить жизнь свою меж

мирных грядок,

Я передал бы вам в стране всю

ВЛАСТЬ.

Георгия Саакяна часто приглашают на юбилеи, презентации, торжественные мероприятия. И всюду он желанный гость, центр внимания. Актер занятно произносит тосты, поет песни (одна из любимых — “Летят перелетные птицы”), рассказывает занимательные истории.

Всякий актер должен обладать хорошей памятью. У Георгия Маркаровича память мнемоническая, образная. Он не записывает нужные телефоны, а запоминает их. К примеру, требуется запомнить номер: 291-11-24. И актер мгновенно находит цифрам образный эквивалент: “29 января” — “барабанные палочки” — “год смерти Ленина”.

КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ

В последнее время он исполнил роли Сталина в китайских фильмах “Секретное дело Мао Цзэдуна” и “38-я параллель”. Побывал в Пекине и других китайских городах. О своих командировках рассказывает:

— Впечатления благоприятные. Порт Дальний (Далянь) и Порт- Артур (Люшунь) — образцовые, по-моему, города, где не выветрился русский дух. Здесь много зданий, построенных еще в прошлом веке русскими людьми. В Пекине я услышал забытую песню Вано Мурадели и Михаила Вершинина “Москва — Пекин”. На центральной площади Пекина ко мне подходили за автографом. Молодые родители просили разрешения сфотографировать детей рядом со мной.

— Вам дарили сувениры?

— Очень мне понравились зажигалки с портретом Мао. Когда открываешь крышку, то звучит мелодия народной песни о китайском вожде.

И еще артист — исполнитель одной роли (так сказать, “сталинист”) — замечает:

— Я прошел большой жизненный путь. Мой опыт говорит о том, что самое ценное на земле — это дружба народов. И дружба людей между собой.

Hosted by uCoz